Итоги и уроки Дней русской культуры — 2012
Прошло какое-то время после окончания Дней русской культуры — 2012. Организаторы переводят дыхание, подводят итоги и уже начинают обсуждать программу на следующий год. О свершениях и планах на будущее «Час» беседует с сопредседателем общественного оргкомитета ДРКЛ историком-краеведом Владом БОГОВЫМ.
Игорь ВАТОЛИН (газета ЧАС) |
Сопредседатель оргкомитета Дней русской культуры Влад Богов
— Как выглядят вторые восстановленные Дни русской культуры в количественных показателях?
— Если считать с начала 1925 года, то это 18-е Дни русской культуры. По сравнению с прошлым годом было больше мероприятий и больше участников. Если в 2011 году в ДРК по всей Латвии участвовали порядка 40 организаций с 70 мероприятиями, то в этом году 70 организаций и 110 событий. Люди начинают больше использовать открывшиеся возможности. Оргкомитет, работающий на общественных началах, видит свою задачу в объединении русских творческих сил, придании им своего рода вектора, чтобы они могли предстать перед широкой публикой.
— Глядя на бьющее через край разнообразие программы ДРК, где профессионалы не «отфильтрованы» от любителей, охватывают сложные чувства…
— Есть такая проблема. Изначально программа Дней строилась по заявительному принципу. Уже в прошлом году мы столкнулись с разностью уровней, что проявилось и в этом году. Ясно, что рано или поздно придется вводить определенный фильтр. Другое дело, как это осуществить, чтобы никто не обиделся… Для нас важно не только собрать сливки уже накопленного, но и обозначить перспективу для отдельных мастеров и коллективов, чтобы было куда расти и стремиться.
— Вроде бы для этого была создана общественная премия в области русской культуры «Признание», которую не вручали в этом году…
— Учрежденная в 2009 году премия «Признание» вручается раз в два года. Она помогает выявить как конкретных мастеров культуры, так и общие тенденции. По идее ее надо бы вручать каждый год, но все упирается в финансирование. В прошлом году фонд «Русский мир» выделил деньги на сами премии в пяти номинациях. Остальная работа по принятию и рассмотрению заявок с привлечением жюри из авторитетных деятелей русской культуры происходит в общественном порядке при скромной поддержке местного бизнеса, за что мы очень благодарны всем откликнувшимся. Без стабильной материальной поддержки будущее премии «Признание» остается неясным… Надеюсь, что в следующем году удастся в третий раз назвать ее номинантов и лауреатов.
— Глядя на программу этого года, возникает впечатление, что упор сделан не столько на выявление потенциала русской культуры Латвии, сколько на гостей из России и прочего русского мира. В Риге и городах Латгалии прошел Фестиваль белорусской народной песни… Организаторы целенаправленно культивируют эклектику или просто «так получилось»?
— В задачу оргкомитета входило принять все заявки и по возможности привлечь профессионалов. В этом году на самом высоком уровне были выдержаны концерт открытия, выставка живописи из запасников Национального художественного музея, академические лекции и другие мероприятия. Кроме того, с самого начала предполагалось, что Дни русской культуры в Латвии — не закрытый проект. Мы всегда рады гостям. В этом году культура России была представлена Санкт-Петербургом. Загодя договорились с правительством СПб о культурном десанте, включающем исполнителей классической музыки и популярную фолк-группу «Колесо», фотовыставку, презентацию журнала «Северная Аврора», а также специалистов Эрмитажа и госуниверситета СПб. Об остальном можно сказать «так получилось». Причем многое получилось очень удачно. В Даугавпилсе уже лет пятнадцать проходит фестиваль «Славянский венок Латгалии», в котором участвуют русские, белорусские и украинские коллективы. И это здорово!
— Как насчет аналитической составляющей — конференциях и дискуссиях, где обсуждается русская культура Латвии?
— В Балтийской международной академии прошло несколько конференций, в том числе по русскому нематериальному наследию.
— Что такое Дни русской культуры для вас лично?
— Лично для меня — это самовыражение русской общины Латвии, в самом широком понимании как русскости, так и общинности. Включающее профессионализм и самодеятельность, светское и религиозное начала, народные гулянья с песнями и плясками под балалайку и попытки интеллектуалов осознать феномен латвийской русскости, выявление и укрепление самобытных русских талантов, на которые так богата латвийская земля.
— Продолжается дискуссия по календарю ДРК… Насколько целесообразно проводить основной фестиваль в разгар школьных экзаменов?
— Так получилось, что в этом году мы не успели провести все заявленные мероприятия и решили часть перенести на осень. По договоренности с «Мосфильмом» и «Ленфильмом» с 9 по 12 сентября в Риге пройдут Дни кино. В год 200-летия победы над Наполеоном на большом экране в оригинальной версии на пленке покажем легендарную экранизацию Сергеем Бондарчуком толстовского романа «Война и мир».
— Насколько назрел поворот к профессионализации фестиваля русской культуры?
— Идейно — да, практически — нет. В ближайшее время программа фестиваля будет формироваться по заявительному принципу. Соответственно оргкомитет продолжит работать без льгот и зарплат — на общественных началах.
Троекратный рост!
По информации оргкомитета Дней русской культуры, бюджет прошлогоднего (первого возрожденного) фестиваля составил порядка 10 тыс. латов. Из них 4,5 тыс. выделила Рижская дума, а поддержка частных спонсоров составила чуть более 500 латов.
Бюджет 2012 года перевалил за 30 тыс. латов. На сей раз столичное самоуправление выделило 3 тыс., зато объем спонсорской помощи вырос до 16 тыс. латов! Причем в числе жертвователей оказались гиганты «Латвияс дзелзцельш», «Латвияс газе» и «Дзинтарс».